Кот Симеон из Пятигорска

21 на ковре


Кот Симеон из Пятигорска


Довелось недавно побывать в гостях в Пятигорске. Поездка оказалась незабываемой благодаря гостеприимству подруги Светы, ее супруга Петра и... роскошного кота Симеона.


Кот твердо знает, что на кухне ему найдется и место за столом.


1 на кухне


В ожидании вкусного обеда.


2 на кухне


3 на кухне


Кушать подано.


4 на кухне


После обеда хорошо отдыхается на микроволновке.


5 на микроволновке


8 на микроволновке


Интересно, а это что за кот появился?


6 на микроволновке


7 на микроволновке


Другая площадка для отдыха и философских размышлений.


9 на унитазе


10 на унитазе


11 на унитазе


Контролирует работу стиральной машины...


12 на стиральной машине


13 на стиральной машине


14 на стиральной машине


В ногу с прогрессом - освоил принтер.


15 на принтере


16 на принтере


17 на принтере


Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи... Кто на свете всех милее?


18 у зеркала


Как замечательно раскинуться на ковре!


19 на ковре


20 на ковре


22 на спальном месте


23 на одеяле


24 на одеяле


На тумбочке в коридоре вечером в ожидании хозяев с работы.


25 на тумбочке


26 на тумбочке


27 на тумбочке


Заметно, что скучает.


28 в ожидании хозяина


29 в ожидании


Но скучно бывает недолго. А в основном - хорошее настроение и хвост трубой!


31 главное - держать хвост трубой


До новых встреч!


30 кот зевает

Сказка Бисерного храма и другие чудеса

SAM_1496


Сказка Бисерного храма и другие чудеса

Одна из горных дорог из Бахчисарая на Качи-Кальон – величественный скальный массив с многочисленными природными гротами – словно трасса авторалли, подвластная вездеходам-уазикам и дарящая незабываемый калейдоскоп впечатлений на каждой остановке.


SAM_1453


SAM_1455


На первой из них как на ладони предстает весь старый Бахчисарай.


SAM_1424


SAM_1409


Со следующей смотровой площадки с выступами, получившими меткое название «кошачьи лапки», открывается вид на величественные отвесные склоны скал в ярких красках осенней листвы.


SAM_1435


SAM_1439


Лучи солнца, пронизывая набегающие облака, создают дивную игру света и тени, меняя декорации, словно на театральной сцене.


SAM_1450


DSC06376


DSC06377


DSC06387


Наблюдать это захватывающее действо можно прямо как в театре – со скамейки, поставленной кем-то на пригорке плато.


SAM_1449


Далее перед нами предстал скит святой Анастасии. Одноименный монастырь, освященный в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, которую в православной традиции считают покровительницей будущих матерей, существовал в Качи-Кальоне с 1850 по 1921 год. Современный скит, основанный в 2005 году и относящийся к бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю, ныне переместился в бывший карьер по добыче известняка (по виду такого же, как в Инкермане).
На подворье, находящемся в стадии строительства, набирают силы молодые посадки фруктовых деревьев. В скальный ландшафт вписались оригинальные постройки хозяйственных помещений и келий, деревянная иконная лавка.


DSC06404


SAM_1467


SAM_1567


Напротив лавки – скала с иконописью и воротами в новый храм святой Анастасии.


SAM_1568


За деревянной калиткой открывается двор. Вдоль каменной лестницы, ведущей к храму, тянется стена великолепных живописных панно.


SAM_1482


SAM_1553


SAM_1557


Справа от входа в храм - икона святой Анастасии.


SAM_1542


Вход в храм украшают две симметричные колонны с изумительными бисерными узорчатыми композициями.


SAM_1532


SAM_1515


SAM_1538


SAM_1539


А внутри – ни в сказке сказать, ни пером описать! В неповторимых бисерных узорах стены, потолок, оконные и дверные проемы, плиты с текстами библейских заповедей, кованые лампады и подсвечники, оклады икон. Фантазия неутомимых творцов этих шедевров поистине неиссякаема и, без сомнения, дарована только божественным вдохновением!


SAM_1509


SAM_1501


SAM_1507


SAM_1505


Спускаемся вниз по тропинке, выложенной отслужившими свой век автомобильными покрышками. Шагать по таким оригинальным ступенькам оказалось очень легко!


SAM_1579


За очередным поворотом открывается большой грот с источником святой Анастасии. На стенах грота – иконы, в центре – ниша в виде круглой чаши, образованной на протяжении веков неуклонно просачивавшейся из-под скалы водой. В прежнюю монастырскую бытность этот источник был местом паломничества, особенно будущих матерей, а также других страждущих.


SAM_1576


В настоящее время источник иссяк, и вода стекает из чаши по небольшой трубе редкими прохладными капельками.
Еще несколько лестничных маршей вниз приводят на площадку к гроту – бывшей монашеской келье.


DSC06416


В двух шагах от нее одна из исторически значимых христианских святынь – увитая плющом скальная церковь святой Софии.


SAM_1599


К слову, первые христианские монастыри возникли на Качи-Кальоне (и в других горных местностях Тавриды) еще в VIII-IX веках. Их основатели – византийские монахи превратили многие природные гроты в скальные храмы и братские кельи. Вот и храм святой Софии, созданный в византийскую эпоху, просуществовал до 1778 года, был восстановлен в XIX веке, а стараниями нынешних монахов скита святой Анастасии обрел новую жизнь.
Сквозь запертую решетчатую дверь видно небольшое помещение с алтарем и высеченными в стенах нишами для икон. В одной из них икона Христа.
В храме проходят только праздничные службы, а в остальные дни он закрыт, ибо находится далеко от обители, а у монахов нет возможности обеспечить каждодневную охрану от вандалов.
Для паломников же запертые двери не помеха. В одной из небольших ниш скалы кто-то оставил два яблока.


SAM_1603


В другой – монетки.


SAM_1604


На скамейке близ храма мы увидели молодого человека в камуфляжной форме.


SAM_1611


Выяснилось, что он из Феодосии, приехал с товарищами-казаками в свой выходной день помочь монахам в обустройстве территории скита.
А лестница из шин неуклонно вела вниз, открывая нам панораму величественных скал.


SAM_1607


SAM_1618


SAM_1623


SAM_1624


Особенно впечатлила скала Таш-Аир – действительно падающая (таш – камень, аир- ущелье, в вольном переводе – отвалившийся от скалы камень).


SAM_1639


Поблизости, в одноименном урочище человек обитал с незапамятных времен, о чем свидетельствуют наскальные рисунки периода неолита. Видимо, далеких пращуров привлек еще и источник чистейшей воды, бьющий из-под скалы.
Ныне источник Таш-Аир-Чокрак оформлен в виде плиты с надписью: «Приди, испей живительной влаги во имя Всевышнего».


SAM_1634


Много утекло этой воды за тысячелетия, а она все не иссякает. Разве не очередное чудо, щедро дарованное свыше…

Ольга СИГАЧЕВА.

Восхищает Чатырдаг в дивных зимних кружевах. Впечатления от поездки 19 октября 2014 г.

Фото1912


Восхищает Чатырдаг… в дивных зимних кружевах

Летом двенадцатикилометровый подъем к сказочным карстовым пещерам Чатырдага по пыльной тряской грунтовке идет вдоль зеленой стены леса. Зато сейчас склоны за каждым поворотом радуют взор разноцветьем осенней листвы. Как писал И. Бунин:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…


Фото1930


Особенность горного климата – последовательное понижение температуры воздуха с каждой стометровкой подъема. Чем выше, тем отчетливее видна легкая кисея инея на вершинах осенних деревьев.

Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра…


Фото1931


А за поворотом последнего подъема, на вершине нижнего плато, где температура опустилась на 2 градуса ниже нуля, перед нами предстала дивная сказка: деревья в морозном серебре – нет, еще не снега, а инея. Инеем, искрящимся на солнце, были покрыты и стволы, и каждая ветвь вплоть до последней крохотной веточки. Это роскошное обрамление подчеркнуло индивидуальность и красоту каждого дерева и кустика.


Фото1872


Фото1868


Фото1869


Фото1871


Фото1873


Фото1880


Фото1898


Фото1905


Фото1908


Фото1914


А как преобразили ажурные белоснежные узоры зеленый травяной ковер!


Фото1876


Фото1877


Фото1887


Фото1900


Сколько езжу на Чатырдаг, такую встречу лета, осени и будущей зимы увидела впервые.
На обратном пути мы сделали остановку для непродолжительной прогулки по Салгирке – ботаническому саду Таврического национального университета. Словно не замечая наступающих холодов, здесь еще цвели по-летнему роскошные розы.


Фото1944


Радовали взор ирисы, другие осенние цветы.


Фото1949


А также кружева декоративного кустарника кизильника с разноцветными плодами.


Фото1946


Фото1947


Фото1948


Фото1968


А рядом на клумбах расстелились ковры хризантем.


Фото1951


Фото1952


Фото1954


Фото1956


Фото1957


Фото1959


Фото1962


Нельзя было равнодушно пройти и мимо золотистого клена, словно вобравшего в свою листву последние лучи летнего солнца…


Фото1977


Фото1976


Да, на календаре уже поздняя осень. И зима не за горами. Дождаться бы комфортной погоды в доме – отопления, как во всей России…

Ольга СИГАЧЕВА.
Фото автора.

От "Конька-горбунка" до "Собаки Баскервилей": Московский детский театр теней в Севастополе

DSC06185


От «Конька-горбунка»… до «Собаки Баскервилей»
(волшебные тайны Театра теней)

Не правда ли, само по себе слово «теневой» не вызывает положительных ассоциаций (достаточно вспомнить пресловутую «теневую экономику»)?
И вдруг…
– Восторг! Волшебство, от которого радуются сердце и душа! – так одна из актрис Севастопольского театра для детей и молодежи оценила спектакли Московского детского театра теней.
Эти слова прозвучали на пресс-конференции, состоявшейся 9 октября на сцене ТБМ, где с потрясающим успехом проходили гастроли уникального столичного творческого коллектива.
Открывая пресс-конференцию, художественный руководитель ТБМ Людмила Оршанская подчеркнула, что в нынешнем году, объявленном в России годом культуры, ТБМ побывал на крупномасштабном всероссийском творческом форуме, затем благодаря Союзу театральных деятелей России и департаменту культуры правительства Москвы в рамках международного детского фестиваля «Гаврош» показал в столице спектакль «Сказочки на лавочке».
Ответным визитом стали гастроли в Севастополь Московского детского театра теней.
Руководитель театра Маргарита Модестова, ее заместитель Ольга Смирнова, артисты Андрей Платонов, Виктор Скрябин и другие рассказали о своем творческом коллективе.
Этот эксклюзивный вид театральной деятельности родился еще в 1937 году по инициативе группы энтузиастов. Долгое время коллектив был творческим объединением при Москонцерте, и только в 1989 году обрел статус театра.
В работе используются куклы не только традиционного китайского театра теней с тысячелетними традициями (многоцветные, на тонких палочках), но и русские куклы – теневые (с четким силуэтом), а также объемные, перчаточные, тростевые, планшетные…
Этот синтетический метод впервые был применен в 1963 году в постановке «Айболит». С тех пор он, став талисманом театра, вот уже более полувека идет с неизменными аншлагами.
А всего в репертуаре 16 спектаклей. В основном детские, но есть и вечерний для взрослых «Последний день Казановы» – по стихотворному циклу Марины Цветаевой.
В Первомайском районе столицы (численностью 400 тысяч человек – чуть больше, чем в Севастополе), где базируется театр, уже выросло не одно поколение преданных зрителей.
В неделю идет четыре спектакля, в остальные дни – репетиции.
Кукол изготавливают профессиональные мастера-бутафоры. Но сценический образ их творения (и, соответственно, успех) полностью зависит от актера (или нескольких – например, Конька-горбунка «ведут» два человека, удава – не менее восьми), а также от работников постановочной части, монтировщиков. Так что действо за сценой не уступит по зрелищности сценическому…
Кстати, подчеркнула Маргарита Модестова, именно благодаря слаженному коллективному творчеству «нас хорошо видно и слышно и на последних рядах».
Работа актеров театра теней – творческий труд с нелегкой физической составляющей. Не случайно они уходят на пенсию после 25 лет работы, как артисты балета.
Преемственность осуществляется благодаря театральным вузам и училищам Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, где есть профильные «кукольные» отделения.
Прозвучал вопрос о гастролях. Самые дальние состоялись на Кубу еще в 1989 году.
В 90-е годы театр побывал в Риге. Знают актеров в Нижнем Новгороде, Твери, Новосибирске, Иваново, Североморске, Донецке. В дальнем зарубежье театр дошел до Берлина.
Нынешний приезд в российский Севастополь стал настоящим источником вдохновения – благодаря юным зрителям, которых московские актеры в один голос назвали чудесными и потрясающими.
Поэтому мечтают приехать к нам на гастроли еще не один раз.
В ближайших планах Московского театра теней – спектакль «Шерлок» по произведениям о Шерлоке Холмсе.
По итогам всероссийского открытого конкурса экспликации выбраны три истории, две из которых – «Вампир из Сассекса» и «Собака Баскервилей» обретут сценическое воплощение уже в декабре. Причем «Собака Баскервилей» будет поставлена как детектив… глазами собаки.
Звучит интригующе, не правда ли?

Ольга СИГАЧЕВА.


DSC06178


DSC06197

Из дальних странствий: два дня в Стамбуле

3 Святая София


Два дня в Стамбуле
(путевые заметки)


Убеждаюсь ненароком –
Вот где мир буквально тесен:
Связь здесь Запада с Востоком,
Связь времен, племен, конфессий…


Эти строки севастопольского поэта Александра Федосеева о Крыме я неожиданно вспомнила… в Стамбуле, широко раскинувшемся на европейском и азиатском побережье Босфора.
На магистрали, проходящей вдоль морского побережья, сразу бросаются в глаза врата Царьграда – те самые, на которые князь Киевской Руси Олег в 907 году прибил свой ратный щит.


1 Врата Царьграда


И великолепно сохранившиеся крепостные стены, протянувшиеся до исторического центра нынешнего 15-миллионного мегаполиса.


2 Крепостная стена


Подобно Херсонесу Таврическому, город на Босфоре был основан еще античными мореплавателями, затем стал столицей Римской и Византийской империй. В честь императора Константина I получил имя Константинополь. Символом Византии стал собор Святой Софии, под величественными сводами которого ныне идет крупномасштабная реставрация, возрождающая великолепные мозаичные иконы.


4 Святая София


5 Святая София


6 Святая София


7 Святая София


На экскурсиях я невольно сравнивала местные достопримечательности с крымскими.
Например, в Судакской крепости о древних подземных хранилищах питьевой воды – цистернах можно получить лишь поверхностное представление по воссозданным внешним стенам помещения площадью 185 куб. м. Здесь же мы входим прямо в бывшую цистерну-базилику, в которую поступало из акведуков более 80 тысяч кубометров воды. В полумраке огромного зала с мощными кирпичными стенами, покрытыми водоизоляционным раствором, прямо под мостками в прозрачной воде плавают зеркальные карпы и другие крупные рыбы.
Восьмиметровый сводчатый потолок поддерживают более трехсот колонн из разных сортов мрамора.


8 цистерна базилика


Особенно впечатляют две – с головами Горгоны Медузы в основании.


9 Горгона Медуза


10 Горгона Медуза


Несопоставимы в масштабах также Бахчисарайский дворец и Топкапы Сарай – Дворец султанов, бывший центром правления Османской империи почти четыреста лет. В первые парадные ворота, как выяснилось, был свободный доступ.


11Дворец Топкапы


Более того, каждый имел возможность подать челобитную, опустив ее, словно в почтовый ящик, в мешок всадника, в определенный день и час въезжавшего в ворота, с гарантией того, что ее прочитает лично султан. Эффективнее нынешних телемостов с президентами, не правда ли?
На обширной территории всегда многолюдно. Кто-то из притомившихся путников отдыхает на зеленой травке, как на ковре.


12 В гостях у султана


Большая очередь выстроилась в сокровищницу – впрочем, поток движется быстро, и мы очень скоро оказываемся у входа. В витринах изумляют сказочной роскошью троны султанов в россыпях драгоценных камней (тронов сделали несколько, чтобы лишний раз их не перемещать), и другие сокровища, которых не перечесть.
А какие образцы посуды со всех концов света довелось увидеть! Жаль, что ничего не разрешают фотографировать. Удалось украдкой сделать снимок только чанов, в которых варили халву для пяти тысяч обитателей дворца, а также для раздачи в караван-сараи и богадельни. Готовили массу и других всевозможных яств.


13 Чаны для халвы


Впечатлила и величественная Голубая мечеть (мечеть Султанахмет) с шестью минаретами. Выяснилось, что султан Ахмет приказал возвести четыре позолоченных минарета, архитектор же с казначеем, выяснив состояние казны, из которой надо было незамедлительно выплатить жалованье янычарам, сделали вид, что поняли повеление султана так, что надо возвести шесть минаретов, но не позолоченных (игра слов: алтын – золото, алты – цифра шесть).


14 Голубая мечеть


15 Голубая мечеть


Под грандиозными сводами, словно устремленными в небесную высь, ныне тысячи паломников и туристов.


16 В Голубой мечети


Обувь по традиции надо оставлять у входа, но туристам разрешают взять ее с собой в предоставленных целлофановых пакетах, ибо, говорят, были случаи, когда правоверные мусульмане, возможно, по рассеянности, переобувались в другую, приглянувшуюся им обувь, взамен оставляя свою.
Описывать исторические достопримечательности Стамбула нет смысла – все их обязательно надо увидеть. С утра до вечера здесь непрерывный поток туристов – от шведов до японцев.
Отношение местных жителей к гостям доброжелательное. В том числе и к русским. Народу, как говорится, по барабану заокеанские санкции... Особенно в торговых центрах – Лалели, Гранд-базаре, которые не обойдешь, наверное, и за неделю…
Многому можно по-доброму позавидовать. Во городах Крыма, особенно в Симферополе, сильный ливень сродни стихийному бедствию. Здесь же мы, прогуливаясь по отнюдь не престижным микрорайонам, расположенным далеко от центра, близ причала Зейпорт, где стоял наш теплоход «Адриана», попав под сильный дождь, совершенно не промочили обувь. Ибо улицы вымощены настолько качественной плиткой (не заметили ни одной выщербленной!), что вода уходит под нее практически мгновенно. Правда, движение автотранспорта по мокрой трассе существенно затрудняется, образуются пробки. И тогда становится видно, что транспорта в городе много. Хотя бензин дороже, чем у нас. Вот трасса в дождь:


17 Трасса в дождь


И после дождя:


18 И после дождя


На обратном пути после полудня и европейское, и азиатское побережье Босфора предстало впечатляющей панорамой архитектурных шедевров и парковых зон. Встречались и многоэтажки, в том числе близнец синего «унитаза» на мысе Хрустальном. Но… там он стоял на дальней окраине, а не в историческом центре.


22 Здание близнец


А при взгляде на два висячих моста через Босфор, по которым непрерывным потоком двигался транспорт, вспомнился наш многострадальный Керченский пролив с его полной зависимостью от штормов.


19 Мост над Босфором


20 Мост над Босфором


21 Мост над Босфором


А ведь под Босфором есть еще железнодорожный туннель для электричек, на строительство которого ушло более семи лет, в планах – и автомобильный туннель.
Конечно, рано или поздно проблема въезда в Крым тоже будет решена. Хотелось бы скорее. И вообще чтобы наша жизнь меньше зависела от разных стихий…
Кстати, во время двухдневной стоянки теплохода в Стамбуле в открытом море был сильный шторм. А в день выхода теплохода море успокоилось и заиграло переливами красок, словно на полотнах Айвазовского.


23 Море


24 Море


25 Море


26 Море


27 Море

Не иначе, по воле Бога и Аллаха…

Ольга СИГАЧЕВА.

Из дальних странствий: эхо Крыма в далекой Маньчжурии

2 добро пожаловать


Эхо Крыма в далекой Маньчжурии
(путевые заметки)

В те мгновения, когда зеленый «Боинг» с аэродрома Читы взял курс на Москву, я вспомнила один из ярких эпизодов забайкальского путешествия – поездку в китайскую Маньчжурию.
Добраться туда можно и самолетом (аэропорт получил статус международного с 2009 года), и поездом, но читинцы предпочитают автомобильный транспорт, ведь расстояние – примерно как от Севастополя до Керчи.
Из окон нашего экскурсионного микроавтобуса мелькают сопки в ожерельях березок, сосен и кедров. Частые ухабы заставляют вспомнить поговорку о двух извечных и, увы, неискоренимых российских бедах… В крохотных поселках из деревянных домов, кажется, остановилось время, как, например, в «Кобзон-сити», как неофициально именуют свое поселение избиратели известного бессменного депутата Госдумы и большой эстрады. Серебрится на солнце извилистое русло Онона – в верховьях этой тысячекилометровой реки на северо-востоке Монголии, по преданию, родился Чингисхан.

1 река Онон

Знать бы, что скоро мы увидим его… в интерьере «Самовара» – одного из китайских ресторанов. Впрочем, машина времени в этом волшебном путешествии сработает не раз. Но не буду забегать вперед…
Даже не ожидала, что так быстро доедем до Забайкальска – последней пограничной станции. При проверке документов, к моему удивлению, выяснилось, что собственный загранпаспорт имеется и у самой юной нашей попутчицы – очаровательной Есении, которая, оказывается, получила этот документ… в три месяца, и к нынешним полутора годам уже не раз пересекала границу…

3 Сеня с паспортом

Маньчжурия, куда мы прибыли глубокой ночью, показалась ожившей восточной сказкой: в лучах прожекторов, переливающихся волнах многоцветных огней, затейливых узорах подсветки на рекламных щитах и восхитительных многоцветных ожерельях вывесок на фасадах зданий. Присмотревшись, мы увидели не только иероглифы, но и русские слова – причем вывесок на русском языке оказалось едва ли не больше.


5 ночная иллюминация


Ужинали в уютном гостеприимном ресторане «Марина».
Позже мы убедились, что рестораны и кафе Маньчжурии – поистине мечта гурманов. Разнообразных яств не перечесть: от китайских национальных до европейских. Порции настолько щедрые, что в одиночку не осилить, и, на удивление, недорогие. Изобилие невиданных морепродуктов, грибов, овощей в разных сочетаниях. В ресторане «Самовар» из этого диковинного экзотического ассорти и мяса каждый готовил себе блюдо прямо за столом – в так называемом самоваре. И получилось невероятно вкусно!


17 ресторан с самоваром


18 у самоваров


Кстати, китайские повара и официанты очень внимательны к юным посетителям. Взглянув на крошку Есению, сразу же интересовались, что предпочитает бэби. И тут же варили ей кашу или лапшу. Затем фотографировались на память.


19 у ресторана


Не менее интересной показалась нам Маньчжурия и днем, когда из кабины лифта с головокружительной высоты можно полюбоваться впечатляющей панорамой дальних окрестностей.


7 панорама из лифта


11 панорама местности


Не только на главных улицах респектабельного центра (называющихся по номерам – 1-я, 2-я, а всего их пять), но и на окраинах практически каждое здание –это оригинальный памятник архитектуры, воплотивший самые смелые фантазии зодчих – знатоков европейских и восточных стилей разных исторических эпох


4 гостиница


6 самое высокое здание


8 университет


9 теремок


10 здание


Даже у типовых многоэтажек фасады и торцы украшены рельефными композициями из птиц, цветов, героев популярных мультфильмов.
Зеленых насаждений в микрорайонах немного, каждое дерево на строгом учете, их берегут как зеницу ока, и в случае порчи насаждения ответственному лицу, говорят, не поздоровится. Вот бы нам такие вердикты! Ведь сколько деревьев в парке Победы уничтожено абсолютно безнаказанно – и под аквапарк, и под Бог весть кому нужный теперь украинский вуз, и просто под дома, проданные и перепроданные еще на стадии возведения расчетливыми дельцами, сумевшими отхватить в престижном месте квадратные метры общегородской земли…
Несмотря на обилие туристов, на улицах Манчьжурии идеальная чистота, которую поддерживает армия уборщиков, работающих с утра до ночи.
Движение транспорта одностороннее, и правила, в том числе остановки перед «зебрами» местные водители, мягко говоря, игнорируют – в отличие от приезжих, к которым стражи порядка строги и требовательны.
Даже не верилось, что всего два с лишним десятилетия назад Маньчжурия была неприметным городком с одноэтажными глинобитными домиками. Город разительно преобразился в 90-е годы прошлого века, когда стал крупным центром российско-китайской торговли (в настоящее время 60 процентов торгового оборота между Россией и Китаем проходит через Маньчжурию). Только за пять лет первых лет этого прорыва в строительство было инвестировано более 2 млрд. долларов – вдвое больше, чем за предыдущие полвека. Этот рывок – закономерный итог колоссального трудолюбия и неиссякаемой доброжелательности к потенциальным инвесторам – россиянам! Потому трудолюбивые китайцы и завоевали весь мир!
И поныне все первые этажи зданий занимают магазины, сориентированные исключительно на российского покупателя – с вывесками, нередко вызывающими улыбку: «Шуба Хороший парень», «Сумки Маша», и просто – «Витя», «Таня», «У Антона»… Кстати, обслуживала нас турфирма «Яша».


12 вывески


13  вывески


Даже блиц-шопинг развеял миф о низком качестве китайской продукции. Да, есть товары не самого лучшего качества – у уличных торговцев, на рынках и в точках с демпинговыми ценами. Но есть и фирменные торговые центры с качественной одеждой, обувью и другими вещами, цены на которые, как минимум, в три-четыре раза дешевле, чем в России. Рассчитываться можно как юанями, так и рублями.
Продавцы хорошо говорят по-русски, вежливы и доброжелательны, радушно угощают чаем из изящных миниатюрных пиал. Торг уместен – как правило, в пользу покупателя.
У витрины с игрушками продавец поинтересовался, откуда мы, и, услышав, что я из Севастополя, с гордостью продемонстрировал забавного медвежонка в матросской тельняшке и бескозырке с надписью «Черноморский флот».


14 матрос ЧФ


А в соседнем магазине на видном месте висели футболки с надписями «Ответили за Севастополь», «Крым с нами».


15 футболки


Выяснилось, что продавцы прекрасно осведомлены о Крыме и Севастополе, причем не только о славном историческом прошлом, но и о современных перипетиях. А вот с Украиной вышел конфуз: название незалежной державы им ни о чем не говорило. Как говорится, хотите – верьте, хотите – нет.
Кстати, в Маньчжурии успешно работает первый в Китае институт русского языка. А на постмайданной Украине его искореняют с энтузиазмом, достойным лучшего применения. Как выяснилось, это не только не прибавляет незалежной державе должного международного престижа – цивилизованный мир порой и не подозревает о самом ее существовании…
Наш маршрут выходного дня включал и экскурсии, каждая из которых оказалась по-своему интересна и поучительна.
На необозримом степном пространстве перед нами неожиданно возникло… стадо мамонтов и мамонтят.


20 мамонты


20 поле мамонтов


22 мамонты


Как выяснилось, реконструкция давнего исторического прошлого создана на месте археологических раскопок, где были найдены останки мамонтов. Сразу вспомнилась наша пещера на Чатырдаге Эмине-Баир-Хосар со скелетом мамонтенка в ее недрах. Неужели фирме «Оникс-тур», получающей стабильные и неплохие доходы от демонстрации сталактитовых пещер, не под силу соорудить подобную композицию на одной из своих обширных площадок?
Еще одно стадо мамонтов из бетона (тоже на месте былых раскопок) мы увидели и в другом микрорайоне близ новостроек, куда планируется переселить шахтеров закрывающихся нерентабельных шахт. Часть домов, впрочем, уже заселена.


23 новый микрорайон


24 новый микрорайон


Жители – и стар, и млад – с энтузиазмом осваивают спортивные тренажеры, прогуливаются по красивой площади с фонтаном и скульптурами – знаками Зодиака.


25 тренажеры


26 на прогулке


Кстати, ранним утром прямо на улицах перед офисами можно видеть служащих, увлеченно делающих утреннюю зарядку. Словно по команде из нашего советского прошлого – «На зарядку становись!».
Подумалось, что самым надежным фундаментом настоящего и будущего является именно историческая память.
Маньчжурия была заложена в 1901 году – в связи со строительством Харбинской железной дороги. В 1903 году здесь был выстроен русский собор. По сей день город ассоциируется с вальсом «На сопках Маньчжурии», созданным в память о войне, в которой погибли и русские, и китайские воины.
После революции 1917 года Маньчжурия стала прибежищем для эмигрантов, покинувших Россию. Не отсюда ли берет начало и любовь к русским именам и в XXI веке…
И гигантские матрешки на дорогах и в парках…


16 матрешка на шоссе


И здание тюрьмы начала прошлого века с нынешним статусом общественного музея…


27 тюрьма


28 тюрьма


Но самое сильное впечатление оставил сквер памяти героев Великой Отечественной войны.


29 вход в парк


34 в парке


В этом зеленом оазисе за невысокой каменной оградой с барельефами – гербом СССР и фигурами советских воинов – мы увидели ухоженные братские могилы с фамилиями на больших мраморных плитах.


30 братские могилы


31 братские могилы


К одной из них приложена небольшая каменная табличка: «Абдали Егизбаев. 1908-1945. Кызылорда – Казахстан. Сентябрь 2004 г. Сыновья».


32 плита братской могилы


В центре сквера – обелиск, похожий на тот, что возвышается в Севастополе на Сапун-горе. Здесь он увенчан красной звездой и надписью: «Вечная память героям, павшим в боях за честь и победу Советского Союза».


33 обелиск в центре парка


Поблизости – скульптурные группы советских солдат.


35 скульптуры


36 скульптуры


И еще одна – влюбленные на качелях. На руке девушки – георгиевская ленточка. Не бутафорская – настоящая.


37 скульптура с георгиевской ленточкой


…Во всем мире жива память о Великой Отечественной. И только полные недоумки тщетно пытаются вычеркнуть ее из истории…

Ольга СИГАЧЕВА.

"Бахчисарайский фонтан" из Улан-Удэ (путевые заметки)

DSC05716


«Бахчисарайский фонтан» из Улан-Удэ
(путевые заметки)

Бахчисарай… В стихах воспеты
Дворец его и минареты,
И слёз фонтан, и роз ковры…
Над шедеврами русской классики не властны ни годы, ни расстояния, ни жанры искусства... В эти майские дни в Чите в Забайкальском краевом драматическом театре в ходе гастролей артисты Бурятского Государственного академического театра оперы и балета представили хореографический спектакль «Бахчисарайский фонтан» по мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина.
Действие захватывает с первых мгновений пролога: под сводами Бахчисарайского дворца, у мраморного фонтана слёз безутешный хан Гирей (артист Баир Цыдыпылов) скорбит о своей неразделенной любви.
Взлет красочного занавеса – и зритель переносится в польский замок князя Адама (артист Олег Монтоев). Его дочь красавица Мария (артистка Елена Хишиктуева) с женихом Вацлавом (артист Артемий Плюснин) и гости – щеголеватые паны и кокетливые паненки в роскошных нарядах вдохновенно танцуют полонез, мазурку, краковяк, не подозревая о жестоком и беспощадном татарском набеге. Минута – и в разгар бала пламенем вспыхивает замок, гибнут в неравной борьбе его защитники, в том числе Вацлав, сраженный клинком хана Гирея на глазах у Марии…
Новый взлет занавеса – и мы в ханском дворце, во власти экзотики Востока – многоцветных ярких декораций и костюмов, чарующей музыки и восхитительных танцев изящных красавиц. В этом многочисленном живом цветнике особо выделяется Зарема (заслуженная артистка Бурятии Баярма Цыбикова). Как точно танец может передать шквал эмоций и переживаний! Всепоглощающую любовь к хану Гирею как смысл жизни своей героини актриса виртуозно подчеркивает каждым движением, каждым жестом. Но, словно на непреодолимую преграду, наталкивается на равнодушие Гирея. Как трогательно беззащитна Зарема перед всевластным ханом! И как преображается она в кульминационном диалоге с Марией, проникнув глубокой ночью в роскошную опочивальню кроткой пленницы – вихрем, сметающим на своем пути все преграды к потерянному счастью. Тщетно Мария пытается робко убедить ее, что никогда не полюбит убийцу своих родных и близких – ослепленная ревностью Зарема неистова в страсти и жажде мести, особенно когда замечает у ног Марии забытую Гиреем тюбетейку. «Владеть кинжалом я умею…». Мгновения не хватило вбежавшему Гирею, чтобы уберечь Марию от беспощадного разящего удара… В ярости он приказывает казнить Зарему. На краю пропасти, куда стража подводит ее, Зарема обращает к Гирею последний прощальный взгляд и жест. Живая душа ее взывает к любви…
Но у фонтана слёз в лунном сиянии перед мысленным взором Гирея вновь и вновь возникает прекрасный образ Марии – под романс Александра Гурилева на пушкинские стихи «Фонтану Бахчисарайского дворца» в исполнении заслуженной артистки Бурятии Туяны Дамдинжаповой. Хрустальное сопрано словно стремится в горние выси – под шквал оваций, долго не отпускавших артистов со сцены.
Обращение к бессмертному пушкинскому творению не случайно. Первый балетный спектакль в трактовке Б. Асафьева состоялся еще… в 1943-м – четвертом году со дня основания театра. В 1979 году после успешных гастролей в Москве и Ленинграде театру было присвоено звание академического, что стало мощным стимулом дальнейшего роста и совершенствования творческого коллектива.
А «Бахчисарайский фонтан» XXI века – проект интернациональный. Его создали балетмейстер-постановщик Морихиро Ивато (Япония), художник-постановщик Николай Шаронов (Москва), художник по свету Константин Никитин (Большой театр России), репетиторы во главе с Еленой Шерстневой (Мариинский театр Санкт-Петербурга).
В родных стенах премьера состоялась в марте. Спектакль был включен в гастрольную программу. После Монголии, Кореи и Иркутска его увидели зрители Читы.
Хочется, чтобы артисты показали свое мастерство и в Крыму – на родине «Бахчисарайского фонтана».

Ольга СИГАЧЕВА.


DSC05624


DSC05664


DSC05636


DSC05637


DSC05640


DSC05646


DSC05661


DSC05671


DSC05675


DSC05689


DSC05697


DSC05704


DSC05707


DSC05710


DSC05736


DSC05747

Мгновения, спрессованные в летопись (путевые заметки)

DSC05450


Мгновения, спрессованные в летопись
(путевые заметки)

Крылатая фраза «Лучше один раз увидеть...» сразу вспомнилась в музейно-выставочном центре Читы на персональной выставке фотожурналиста Забайкалья Евгения Епанчинцева.
Если у пишущего журналиста есть возможность после творческой командировки при написании статьи обдумать свои впечатления, и порой не один раз отредактировать ту или иную фразу, то у фотокорреспондента такой привилегии нет. Его взгляд должен быть исключительно точен здесь и сейчас – на месте события. Словно крупинка золота, запечатленная на одном из снимков.
Да, остановленные мгновения могут поведать людям больше, чем набор самых красивых фраз – особенно по прошествии времени, когда снимки становятся документом истории. Как, например, черно-белые фотографии из сельской глубинки 80-90-х годов прошлого века.
Подумалось: хорошо бы наладить творческое сотрудничество, чтобы такая выставка побывала и в Крыму. А крымчане, в свою очередь, представили свое творчество в далеком Забайкалье…
Одни работы мастера пронизаны добрым юмором, другие содержат солидный историко-философский подтекст, третьи не уступают живописным полотнам, особенно портреты. Все их объединяет одно: жизненная правда.
За три с половиной десятилетия творческой деятельности, в основном связанной с «Забайкальским рабочим» – главной газетой Читы, а также творческим сотрудничеством с агентствами РИА Новости, ИТАР – ТАСС и другими он создал впечатляющую летопись родного края, органично вписавшуюся в историю Отечества.
В том, что работа стала для Евгения Валентиновича образом жизни, можно было убедиться на выставке. Во время чествования даже в моменты выступления первых лиц Забайкальского края мастер вглядывался в переполненный зал и, заметив кадр, достойный внимания, тут же останавливал мгновение для истории…

Ольга СИГАЧЕВА.


DSC05506


DSC05486


DSC05485


DSC05484


DSC05483


DSC05482


DSC05480


DSC05477


DSC05500


DSC05494


DSC05495


DSC05490


DSC05475


DSC05472


DSC05471


DSC05519


DSC05499


DSC05465

DSC05446


DSC05443


DSC05525


DSC05430


DSC05531

Там чудеса, там страус бродит (путевые заметки)

DSC05309


Там чудеса: там страус бродит…
(путевые заметки)

В Крыму и на Кубани страусиные фермы – не редкость. Но в Забайкальском крае с резко-континентальным климатом и несравненно более суровыми зимами…
Тем не менее, страусиная ферма есть и в окрестностях Читы.
В обширной долине, окаймленной невысокими сопками, издали видны красно-зеленые строения и вольеры. Экскурсионную группу сотрудников Забайкальского института железнодорожного транспорта радушно встретил фермер Сергей Алексеевич. Когда-то он тоже получил диплом этого вуза, многие годы работал на железной дороге. А сейчас столь же целеустремленно осваивает новое дело. Об особенностях поведения голенастых подопечных, их неповторимых характерах может рассказывать часами.
Страусов он привез не только с исторической Родины – Африки, но и из Перми с успешно развивающейся там фермы. И те, и другие птицы без проблем адаптировались к новому климату. Рацион питания разнообразен, но особенно понравились страусам капуста, морковь и яблоки. С удовольствием лакомятся луком и чесноком.
Днем страусы гордо расхаживают под открытым небом в просторных вольерах. В одном из них Малыш – черный красавец с белоснежными крыльями и хвостом при появлении гостей дипломатично отошел в сторону, а его дымчато-серая подруга к всеобщему восторгу прокатила на себе детвору.
Обитают здесь и другие домашние животные. В контактном дворике, напомнившем «бабусин дворик» Ялтинского зоопарка, ребятишки и взрослые пообщались с парнокопытными малышами – козлятами и телятами.
Привлекли внимание и вольеры с разнообразной домашней птицей – цесарками, гусями, курами (в том числе в роскошном оперении вплоть до «шаровар» на ногах).
Книга отзывов пополняется восторженными впечатлениями и пожеланиями развиваться и процветать. Нет сомнения, что так и будет.
Кстати, как утверждают ученые, более двадцати миллионов лет назад предки нынешних страусов обитали не только в Африке, но и на более обширной территории нашей планеты – от Испании до Китая (упоминание о подобных птицах было обнаружено в одной из древних китайских энциклопедий). Лишь миллион лет миновал с тех пор, как популяция страусов переселилась в Африку. Может, в XXI веке все возвращается на круги своя…

Ольга СИГАЧЕВА.


DSC05376


DSC05375


DSC05342


DSC05344


DSC05320


DSC05308


DSC05318


DSC05368


DSC05290

И майская зимняя сказка Байкала. Как тесен мир - российский. Путевые заметки

1 Пенза вокзал


4 Страж порядка


…И майская зимняя сказка Байкала
(Как тесен мир – российский. Путевые заметки)

Чем дальше скорый поезд «Пенза – Владивосток» шел по бескрайним просторам России, тем чаще многое напоминало о нашем российском Крыме. Достаточно было, например, на стоянке в Челябинске взглянуть на витрину сувенирного киоска с уральскими самоцветами, имевшими удивительное сходство с каменными сокровищами крымских гор.


2 Уральские самоцветы


3 Уральские самоцветы


Или на цветение фруктовых деревьев на сибирской земле. Или на привокзальные площади, украшенные плакатами ко Дню Победы. Особенно запомнился омский паровоз с трепещущими на ветру красными стягами.


5 С Днем Победы


Оказалось, что такие трудяги-локомотивы, доставлявшие в огненные сороковые воинские эшелоны на фронты Великой Отечественной – не редкость и на других станциях. Прямо-таки фронтовые братья севастопольского паровоза бронепоезда «Железняков»…


6 Еще один ветеран магистрали


Погода тоже радовала весенним теплом. К солнцу тянулись зазеленевшие березы, коврики травы и цветов.
Но… утренний Красноярск неожиданно встретил нас хороводом снежинок. А на станции Зима в сгустившихся сумерках температурное табло показало 1 градус выше нуля.


7 Зима прелюдия  снежной сказки


Сама же зима нежданно-негаданно началась с предрассветного Иркутска и особенно – ближе к Байкалу. Проводив попутчицу, мы уже не сомкнули глаз – невозможно было оторваться от окна, за которым в бесконечном хороводе проносились сосны, ели, кедры в роскошных мантиях. Гибкие нежные березовые ветви, щедро припорошенные снегом, образовывали невероятные художественные композиции. Дивным нескончаемым кружевом стелилась придорожная кустарниковая поросль.


8 Сказочный лес


9 Сказочный лес


10 Сказочный лес


11 Сказочный лес


12 Сказочный лес


Небольшие деревянные домики тоже казались сказочными.


13 Домики из зимней сказки


14 Домики из зимней сказки


А сколько впечатлений подарило многокилометровое пространство Байкала!


15 Байкал


То и дело мелькали изгибы полноводных рек и тонюсеньких речушек, неустанно пополняющих «славное море». Даже в мае зима не так просто сдавала свои позиции.
Местами часть водного пространства у берега Байкала была еще скована льдом, и под этот мощный панцирь мерно катились волны, вздымая его.


16 Лёд у берега Байкала


Там же, где не было льда, штормило еще сильнее, и волны открывали взору камни и камешки на дне великого озера. И шторм, и даже серо-стальной цвет байкальской воды напомнил не столь давно преодоленный Керченский пролив.


17 Шторм на Байкале


Жаль, что стоянок около Байкала не было, и все фотографии зимней сказки сделаны из закрытого окна мчащегося поезда…
О Крыме вспоминалось не случайно еще и потому, что, как выяснилось из разговоров с попутчиками, жители многих городов и весей России внимательно следили за нашими событиями, искренне радовались за нас. Кто-то философски заметил: ну, если Олимпиаду выдержали – значит, и Крым потянем. Главное, что он теперь – наш.
А едва миновали Байкал – снега как не бывало. Вновь в свои права вступила весна – время расцвета природы и надежд на перемены к лучшему.

Ольга СИГАЧЕВА.